в Лонгрид

Итоги 2015

^830A2BFF68BB3BE5D6D3BCF672E1CBD20400189AEE14617AA6^pimgpsh_fullsize_distr

Сегодня, когда большинство брендов уже представило свои коллекции весеннего сезона 2016, мы хотим немного оглянуться назад и рассмотреть — что же происходило в отечественном стритвеаре весь прошедший год.

Пожалуй, начать стоит с того, что именно в 2015 начался переломный период, после которого индустрию российской уличной одежды стало трудно не замечать. О ней регулярно пишут в самых различных изданиях, в том числе мейнстримовых (нельзя не упомянуть публикацию на Highsnobiety, в которую вошли Спутник 1985, Ziq&Yoni и Anteater). Стафф отечественного производителя стал мелкать на популярных медиа-персонах. Количество появившихся тематических пабликов измеряется, уже наверное, сотнями.

z_xYIbZIwTM

Открытие Hard Store в Екатеринбурге

И всё это на фоне резко выросшего предпринимательского интереса — то тут, то там открываются новые магазины, появляются молодые бренды. Из тех, кто сейчас регулярно мелькает на радаре, в 2015 заявили о себе STEELBACK, Submariner,  So What?, GOODWOLFSKIN. Из ритейл — проектов стоит выделить БЛОК18, ОТДЕЛ и ДИКТАТУРА.

Что же послужило драйвером такого резкого роста?

Многие связывают повысившийся спрос на отечественный продукт с кризисом и ростом цен. Этакое импортзамещение at its’ best, когда российский стритвеар выступает более дешёвым аналогом западного. Нам кажется, такая позиция немного притянута за уши. Многие российские бренды, конечно, берут пример с наиболее успешных коллег из-за рубежа. Но хайп вокруг локальных марок силён. К ним стало гораздо больше доверия в плане качества продукта и интереса из-за резко выросшей разнице в цене. Ну и ощущение приобщения к теме для «своих», чему-то уникальному, никто пока не отменял.

Рекап фестиваля уличной культуры FACES & LACES 2015

Без проблем, конечно, не обошлось. В уходящем году многие проекты не выдержали условий кризиса и были вынуждены закрыться. Пришлось попрощаться с 46’31, Bags Bunny и несколькими другими магазинами. Увеличилось количество краж, и, хотя в большинстве случаев виновниками оказывались мелкие воришки, которых своевременно хватали за руку, бывали и инциденты продуманных ночных рейдов, которые наносили почти критический ущерб (как случилось в декабре с Родиной). Пока такие случаи бывают редко, но каждый раз приходится задумываться — а кто эти люди, идущие на организованное преступление? И что происходит с украденным товаром в дальнейшем?

Ik6LPaWucus

Говоря о проблемах хочется добавить — маловато пока видно вакансий для такого динамично развивающегося рынка. Мы говорим о тех профессиях, без которых немыслимо функционирование бренда уличной одежды — дизайнера, стилиста, технолога, маркетолога. Вакансий же на главные позиции — нет и вообще. Все ищут только продавцов в магазины. Что говорит об одном. Большая часть индустрии сейчас — это тусовки. Тусовки знакомых, друзей и единомышленников, кто собрался вместе для создания продукта или открытия магазина. И в очень многих случаях для основателей это способ творческой самореализации и об услугах толкового дизайнера они даже не задумываются (что часто заканчивается фейлом). Этим в основном грешат только появившееся бренды по типу «Мир Тесен», которые не могут предложить ничего, кроме своего логотипа на груди.
Нам хотелось бы увидеть большую открытость проектов для свежей крови, появления кластера профессионалов от стритвеара во всех сегментах. А пока что его отсутствие говорит о том, что нет понятных правил, понимания необходимости привлекать сторонних людей в свои проекты для их масштабного развития.
6andYMyk0zo
А теперь к определению лучших в 2015 году, голосования за которых мы проводили у нас в группе ВК. 
Почти все они имели одну общую черту — желание участников голосования повлиять на результаты, задействуя все свои информационные ресурсы. Это вроде как понятно и мы предполагали, что такой сценарий возможен. Но явление говорит: уверенности в лояльности аудитории, наличия общих правил — просто нет. Как нет пока и работающего механизма объективного выявления лидеров и отстающих.

Поэтому, кроме результатов голосования, мы будем высказывать и свою точку зрения и результаты закрытых опросов среди участников индустрии. Итак, наша первая номинация — «главный тренд 2015 года». И в ней побеждает

2015-finals-finals-trend

И действительно отчетливо видно — произошла переориентация многих магазинов с западных марок на отечественные. Открываются новые ритейл-проекты, изначально ориентированные на презентацию местных производителей. Сейчас можно с уверенностью заявить — разнообразие таково, что не получится встретить двух одинаковых картинок с развеской товара. И это говорит не только о буме рождаемости именно производителей, но и хорошем интересе предпринимателей к открытию новых торговых точек.

KWYpL4xg4ds

По нашим наблюдениям, появление нового магазина на карте имеет более обширный эффект, чем десяти новых марок. Текущий регулятор темпа роста молодой индустрии независимых уличных российских марок — это количество открывающих магазинов на единицу времени. Все выиграют, если скорость их появления будет больше.  Думаем, что поляна для появления партнерских / франчайзинговых или других сетевых розничных проектов сейчас пуста. Можно выделить несколько начинающих игроков, но в целом по этой теме сделаны только первые шаги.
Также, хорошим тоном у магазинов стало иметь private label, подконтрольную магазину марку одежды. Естественно, это больше связано с желанием проекта зарабатывать и как ритейлер, и как производитель. Но, как показывает опыт, многие из таких марок на проверку оказываются весьма достойными и многообещающими (например, вещи от «Родина»). Корни популярности в этом направлении можно искать в недостаточной “доставке предложения” от самих производителей. Брендов сейчас много, а представлены большинство в очень малом числе магазинов.
Ещё одним аспектом, который можно выделить — это рост активности на ниве производства контента (это и фотосессии, и видеоработы) и поиск новых форматов сотрудничества с брендами. Поэтому, в целом настрой смотрится позитивным, а задел — многообещающим.

Вторым главным трендом 2015 наши читатели выделили декаданс (про который мы подробно писали чуть раньше). Но тут хотелось бы заметить ещё пару вещей. По нашим подсчётам, в прошедшем году появилось 20 брендов, которые не ограничились одним релизом, бесследно растворившись впоследствии. И не один из них не использовал подобную тематику. Это явное свидетельство сформировавшегося ряда производителей, кто в рамках тренда декаданс делают популярные вещи. А вот новичкам в это лезть не стоит. Но даже этот ограниченный набор брендов создал целое направление, уникальное для российских реалий.

-dpoRhl_-yI

Основатель Спутник 1985 комментирует моду на 90-ые

Что произойдёт в декадансе в 2016 сказать пока сложно. Уже есть релизы от Спутник 1985 и Юность. Но они демонстрируют, что пока вектор никто менять не собирается. Ждём дропа от Волчка.

Самый узнаваемый бренд

2015-finals-finals-the-most-recognized-brand

Самым узнаваемым брендом по мнению наших читателей стал Anteater. И мы полностью с этим согласны. Несмотря на то, что бренд является настоящим ветераном индустрии, ребята не опускают руки и пользуются любой возможностью рассказать о себе. Мало кто в отечественном стритвеаре дал столько интервью, рассказал столько лекций и так охотно идёт на сотрудничество как основатель Anteater Никита «Вилкин». И это даёт свой результат.

Ue7XoNnk30I

4hyWz2lOL3s

Основатель Anteater Никита «Вилкин»

 

Второе место в этой номинации взяли Code Red. И тоже — легко понять почему. Бренд регулярно выкладывает интересные фотографии как отснятые своими силами, так и от своей аудитории. Учитывая направленность бренда на людей, которые не понаслышке знают об экстриме, карточки вызывают неподдельный интерес, а иногда и восхищение.

Лучший видеоролик

2015-finals-finals-best-video

Говоря об узнаваемости и контенте, мы не могли не учредить номинацию за лучшую видео-работу. Мы тщательно отбирали номинантов, искали самые зрелищные и интересные работы. В число финалистов попали те работы, которые выделяется на общем фоне. В которых бренды сформулировал заявку на сюжет, раскрытие философии или порадовали классной режиссурой.  И вот тут пришлось столкнуться с некоторыми трудностями. Несмотря на призыв не продвигать голосование среди своей аудитории, кто-то не сдержался и получил сильный отрыв от остальных претендентов. По результатам голосования победителем становится ZIQ & YONI — #тысможешьZNY 2

2015-finals-finals-best-video-siberia

Мы также провели внутреннее голосование среди ритейлеров и выявили ещё одного лидера — Siberian Hearts от SIBERIA WEAR. Кроме высокого качества съёмки и монтажа ролик примечателен тем, что создавался для выхода бренда на международный рынок. Не можем сказать точно, как работы восприняли за рубежом, но то, что российская аудитория крайне положительно отзывается на такой подход и уровень — можно сказать наверняка.

2015-finals-finals-best-video-shu

Мы решили позволить себе ещё выделить нашего личного фаворита редакции. Им становится  Winter ’15-16 от SH’U. По одной простой причине — в этом коротком ролике нет ничего лишнего. Большинство видеоработ в 2015 году представляло собой сборную солянку — бренды ставили себе задачу снять крутой видос, но не всегда понимали, а что они хотят показать. Вот и получались такие несвязные миксы из всего, что ребята могли назвать «крутым». Ролик от  SH’U выделяется на этом фоне своей лаконичностью, простотой и ясностью.

Лучший магазин

С этим голосованием у нас случилась отдельная история, которую можно прочитать тут. Мы учитывали коммерческий успех ритейлеров, оригинальный контент, готовность к сотрудничеству и важность для стритвеара в России. Чтобы выбрать лучших из лучших, мы опросили представителей и наших читателей. В это номинации побеждает:

2015-finals-finals-best-store

 OwHU61WSmzgd0uTP96dH60

В ходе голосования произошло тоже самое, что и с лучшим видеороликом. Hard Store из Екатеринбурга победил с большим отрывом.

А по мнению представителей брендов, лучшим магазином стала «Родина».

^6667C8E917A40E40C27ECDC6A191768994EAF4E674263E7F87^pimgpsh_fullsize_distr

Os3_bwWsDqI zc9sOY-Pag0

2015-finals-finals-best-store-shishka

 

Со своей стороны мы хотели бы также хотели отметить проект Шишка, как наиболее открытый к аудитории и креативный с точки зрения контента.

93dupPZz9Ng

 

Подводя общие итоги

Мы видим, какая сильная реакция участников рынка на любые требовательные и критические замечания. Это говорит о текущем отсутствии общепринятых правил игры, требований к уровню продукта, его презентации и к качеству обратной связи.

От 2016 года мы ждём много всего. Это и тренд на теквир, и попытки эволюции в декадансе, и заход в сегмент обуви и сотни других интересных решений. За прошедший год можно было наблюдать качественный рост в продуктах, медиа-контенте и бизнес-составляющей вопроса. И это действительно только начало.

Вот вам ещё одна из наших любимых карточек напоследок:

IMG_8804